На протяжении всей деятельности Борис Вакс разрабатывал две основные темы – тему войны и тему современности. В соответствии с их раскрытием, с особенностями воплощения формального и цветового решения творчество его делится на два периода.
Первый – с 1946 по 1961 гг. Для картин этого периода («Усыновили», «На Харьковщине», «В бывшей Юзовке», «Новая книга», «Журавли. Фронтовая весна», «На целине») характерны развернутая пространственная композиция, несколько приглушенные тона, тщательная проработка мельчайших деталей, повествовательность и ярко выраженный лиризм. Композиции не многофигурны, в них подчеркивается единство человека и природы. Большую роль в этих картинах играет пейзаж. Художник стремится к тому, чтобы пластический язык живописи всесторонне помогал раскрытию содержания художественного образа. Особо выдающиеся произведения этого плана – «Журавли, Фронтовая весна» (1957 г.) и «На целине» (1961 г.).
Во втором периоде (1962-1989 гг.) стиль творчества художника меняется: этап обозначен отходом от детальной повествовательности. Художник идет по пути обобщения формы. Старательное светотеневое выявление объема заменяется лепкой большими плоскостями, порой подчеркнуто жесткими графическими линиями. Теперь объемы в своей пластичности кажутся почти скульптурными, а сдержанность цветовых отношений придает им суровость и торжественность. В этом со всей очевидностью являют себя те стилистические особенности, которые определили в 60-е годы суть творческого движения так называемого «сурового стиля». Однако в свои произведения художник внес и лирические интонации. К этому периоду относятся следующие полотна: «В бой – коммунистом!» (1965 г.), триптих «Хлеб» (1967 г.), «Весна. Девочка играет на скрипке», «Утро Донбасса» (1970 г.), «Тишина» (1971 г.), «Весенние будни» (1977 г.), «На Енисее. Весна идет» (1980 г.), «Война. Смерть коммуниста» (1982 г.), «Азовские рыбаки» (1988 г.) и др. Если в ранних работах художник пользуется цветом с осторожностью, при том что сила темперамента живописца проявляется во множестве этюдов, то «в полный голос», в качестве одной из основ реалистичного образа цвет зазвучал в произведениях именно последнего десятилетия.
А. Пивненко, искусствовед, член Союза художников Украины